В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие дополнительные гарантии работникам
Федеральным законом от 08.08.2024 № 268-ФЗ внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), которыми закрепили гарантии для защиты прав работников.
- В частности, статья 115 ТК РФ дополнена положением, согласно которому работающим инвалидам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Изменение вступило в силу с 01.09.2024.
Ранее ст. 115 ТК РФ, содержала только формулировку: «Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законам». А дополнительные дни ежегодного оплачиваемого отпуска работникам с инвалидностью гарантировались ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
С 1 сентября 2024 года длительность ежегодных основных оплачиваемых отпусков работников-инвалидов законодатели закрепили в ч. 3 ст. 115 ТК РФ. При этом инвалидам, как и раньше, необходимо предоставлять оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 30 календарных дней. То есть поправка носит технический характер.
- Также Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 158.1, устанавливающей основные меры, которые государство будет предпринимать для противодействия просрочкам по выплате заработной платы:
– профилактические меры, направленные на недопущение возникновения задолженности по зарплате (в т. ч. выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих формированию задолженности), а также мониторинг просроченной задолженности по заработной плате;
– привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты зарплаты в порядке, установленном законодательством. Напомним, что за такое нарушение установлена материальная (ст. 236 ТК РФ), административная (ч. 6, ч. 7 ст. 5.27. КОАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 145.1. Уголовного кодекса РФ);
– содействие реализации мероприятий по погашению задолженности по зарплате;
– проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства.
Противодействие формированию просроченной задолженности по заработной плате будет осуществляться с 1 марта 2025 года федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей. То есть координировать такую работу будут соответствующие межведомственные комиссии, которые не обладают полномочиями по государственному контролю (надзору), а также муниципальному контролю.
- Кроме того, в статье 51 ТК РФ уточнены полномочия Роструда и Государственной инспекции труда по проверке соблюдения работодателями обязательств перед работниками по соглашениям, которые заключены на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства.
ГИТ будут контролировать соблюдение работодателями соглашений при проведении проверок соблюдения трудового законодательства.
Еще закреплено, что стороны контролируют выполнение коллективного договора и соглашения в порядке, который они устанавливают самостоятельно. Такой порядок можно определить в указанных документах. Ранее в ст. 51 ТК РФ не говорилось о порядке такого контроля.
Указанные изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Территориальная трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-трудовых отношений
муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан